О клубе
О планерах
Обучение
Полеты
Галерея
Форум
Ссылки
Контакты

О планерах

Дорогой читатель. Знаешь ли ты, что такое планер?

Как, ты не знаешь, что такое планер?!. А ведь планер – это, можно сказать, родоначальник всей современной авиации и, в какой-то мере, даже космонавтики!

Планеристами были Отто Лилиенталь и его ученики братья Райт. Планеристами были конструкторы авиационной техники Ильюшин и Антонов, конструкторы ракет Королев и Тихонравов, летчики Чкалов и Галлай и много еще замечательных людей. Строго говоря, даже «шаттл» или, по-нашему, воздушно-космический самолет, на самом деле не самолет, а тоже планер.

Уверяю тебя, самое красивое, что когда-либо поднималось в небо, это планер. Постараюсь рассказать о нем подробнее и попроще. Ты в детстве много раз складывал из тетрадного листа самолетик и пускал его по классу или с балкона. Так вот открою тебе секрет – на самом деле это был маленький, но настоящий планер. Научно говоря, планер это летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для безмоторного полета. Так что твой бумажный самолетик полностью соответствует этому определению и может выделывать все штучки, которые полагается выполнять настоящему планеру, только пилота в нем нет.

Современный спортивный планер – это небольшой самолетик без мотора, но с очень длинными и тонкими крыльями. Все его устройство предназначено для того, чтобы он мог скользить по воздуху, как с наклонной горки, без затрат энергии. Даже специально ввели такой параметр – качество планера. Это не то, насколько крепко и добротно он сделан (хотя это требование никто не отменял). Качество – это сколько километров по прямой пролетит планер, скользя в спокойном воздухе, пока не опустится на землю. Современные лучшие планера могут пролететь более 60 километров расстояния с каждого километра высоты. Значит, если его поднять на 10 километров, то он пролетает уже свыше 600 километров. Но, чтобы добиться таких показателей, приходится при проектировании прикладывать колоссальные усилия. Размеры и геометрия крыльев рассчитываются на самых мощных ЭВМ с точностью до микронов, в конструкции удаляются все выступающие части, поверхность планера полируется до зеркального блеска. Да-да, не смейтесь, именно до зеркального. Налипшие на крыло мелкие мошки могут лишить планериста шансов завоевать приличное место на соревнованиях, а капельки дождя, упавшие на крыло, вообще заставляют планер резко терять высоту. Тогда мы с досадой говорим: «Падает, как топор». А еще, чтобы уменьшить размеры поперечного сечения кабины, спортсмен в ней располагается лежа, впрочем довольно комфортно. Кабина буквально облегает тело пилота, оставляя место только для движений рук и ног с органами управления. Найти место для бутылочки лимонада в полет уже становится проблемой.

Как же летает планер? Чтобы оторваться от земли приходится все же прибегать к грубой силе – затаскивать его вверх «на веревке», на буксире за самолетом-буксировщиком. На заданной высоте планер отцепляется от веревки и тут начинается самое интересное – свободный полет. Если воздух спокоен, то тебе остается только соскальзывать по нему, выбирая самый интересный путь, но так, чтобы он заканчивался на земле на аэродроме или где ты хочешь сесть. Но, на самом деле, в хороший солнечный день вся атмосфера буквально кипит – вся пронизана восходящими и нисходящими потоками. Причем размеры этих вертикальных струй составляют в поперечнике сотни метров, а скорость может достигать 5 и более метров в секунду. Если пилот-планерист найдет такой поток и начнет крутить в нем виражи, то его планер станет стремительно подниматься вверх, даже быстрее, чем за самолетом. Насколько можно подняться? Высоко, очень высоко, пока разрешают или пока до облаков не подберешься – это 2-3 километра. Но можно и в облаке набирать высоту, иногда хоть до стратосферы, но выше 5 километров очень холодно и дышать нечем – нужна теплая одежда и кислород. Ну, это уже для рекордсменов и экстремалов. А так, летая в футболке и кроссовках, ты «берешь» свои законные 2-3 километра и выходишь из потока. А дальше все небо твое. Лети, куда хочешь, только не забывай вовремя в очередном восходящем потоке высоты поднабрать и пропускать толстых дядек-аэробусов, спешащих по своим маршрутам. При этом остаешься только ты и бескрайнее небо – «тет-а-тет» и никого между Вами. А планер? А планер, когда долго летаешь, становится твоей частью, твоей одеждой, как кроссовки или перчатки. Летает не он, летаешь ты, правда с его помощью. Хоть и говорят «сел в планер», но правильнее было бы сказать «надел планер на плечи», ибо ты и планер становитесь единым и неразрывным целым. И ни один другой летательный аппарат не дает такого упоительного ощущения настоящего полета. Ну а если стало одиноко, то можно найти друзей-парителей, орлов или людей, таких же романтиков бескрайних просторов. Когда стая ослепительно сверкающих белоснежных планеров несется, рассекая воздух и прочесывая небо в поисках восходящих потоков, это зрелище остается в душе навсегда, на всю жизнь.

Сколько можно летать? Обычно до заката, так как планер не имеет ни посадочных фар, ни источников питания для них. Как далеко? На соревнованиях разыгрывают полеты на 500 и даже 1000 километров. Рекорд же составляет сейчас более 3000 километров. Скорость? На переходе обычно 120-150, редко 200 км в час.

Ну а если так случилось, что не нашел очередного восходящего потока - или лопухнулся, или погода кончилась. Не беда – выбирай любое подходящее поле и садись на него. Планер машинка настолько легкая и послушная, что ей и небольшой полянки хватит, меньше футбольного поля. Сядешь, вызовешь по радио самолет-буксировщик, он прилетит и на веревке оттащит тебя домой. Или, как делают за границей, приедет машина с длинным контейнером-планеровозом на прицепе, втроем-вчетвером, отстегнем тонкие длинные крылья и вместе с корпусом погрузите в трубу контейнера. Потом отвезете на аэродром , быстро все обратно соберете и можно снова летать и наслаждаться тишиной и бескрайним синим небом.

Не веришь? Попробуй сам.

© 2007 Все права принадлежат Федерации планерного спорта
Санкт-Петербурга


 

Новости

ФПлС Санкт-Петербурга - представитель завода DG и LS в России

планеры DG и LS

планеры DG и LS